В классическом тексте по йоге “Йога-сутры Патанджали” можно
встретить такое определение йоги: “Йога – есть читта-вритти-ниродха”. Если
переводить эту фразу дословно на русский язык, то это будет звучать так: «Не
порождение волнений ума». Согласно трактовки йоги, в нашем уме всегда присутствуют
волны, "вритти", через которые мы постоянно смотрим на этот мир, что не дает нам
возможность видеть реальность в полной мере.
Эти волнения ума – это наши оценки, ожидания, привычки и фильтры разного рода, которые накапливались с самого рождения, и сейчас комплекс этих накоплений мы называем своей личностью.
Йоги знают, что увидеть мир в его полноте можно отключив внутренний диалог, перестать прокручивать в голове поток мысли-образов.
Это можно сделать постепенно следующими способами:
- Путем уведения внимания вовнутрь («пратьяхара») – это способность не фокусироваться на внешних объектах, а удерживать внимание на восприятии себя, как самого существования.
- С помощью практик концентрации внимания на одном или нескольких объектах – это и есть медитация («дхарана»). С помощью различных техник концентрации мы вырабатываем навык удерживать внимание и увеличиваем его интенсивность. Сначала для этого нужен объект или опора.
- Когда интенсивность внимания становится достаточной, мысль останавливается без усилий, – это созерцание («дхияна»)
Таким образом, можно сказать так, что медитация – это то, что возникает, как намеренная практика до остановки мысли, а созерцание – это то, что возникает после остановки мысли и становится естественным потоком прямого восприятия.
Если говорить о конкретных практиках, то это будут именно практики медитации, потому что созерцание – это не практика, это плод практик концентрации, естественное следствие внутренней работы и личной практики. Или же, созерцание, как качество может быть узнано самопроизвольно, как озарение, которое происходит не зависимо от действий, а по естественной данности природы)
Комментариев нет:
Отправить комментарий